«Ничего не понимаю! Как ребенок должен учиться по вашим видео? Она привыкла к интерактивным урокам!» — возмущенно написала мне мама моей 6-летней ученицы.
Оказалось, что девочка, участвовавшая в курсе по компьютерной грамотности, настолько привыкла к интерфейсу айпада и интерактивным урокам на обучающих платформах, что… пыталась перетаскивать и переименовывать папки прямо на моем обучающем видео!
Естественно, при каждой попытке видео просто-напросто вставало на паузу, и ребенка это приводило в ужасную растерянность.

Увы, это был не единственный раз, когда я столкнулся с подобной ситуацией. Действительно, большая часть ребят 6-8 лет, приходящих в мою школу, уже хорошо и плотно знакомы с айпадом и интерактивными обучающими платформами. И да, многим из них бывает непросто сразу перестроиться и включиться в обучение другого формата.

Но я уверен: научиться компьютерной грамотности невозможно, если ты работаешь в одной единственной интерактивной программе! Вся суть обучения — в том, чтобы увидеть, что на компьютере есть множество разных программ и функций, и научиться ими пользоваться легко, безопасно и с пользой для себя.

И только при таком раскладе, понимая логику, ребенок постепенно приходит к тому, чтобы разбираться в незнакомых программах интуитивно — не важно, интерактивных или нет. Так что даже если вдруг появится какая-то супер-программа по компьютерной грамотности, это будет фикция.
Дорогие родители! То, что ребенок разобрался в том, как устроена какая-то игра на планшете, совершенно не означает, что он сможет найти нужную ему информацию в интернете (и не «подхватить» пару-тройку вирусов), сохранить файлы, которые отправил учитель, или создать презентацию.
Это в наше время к первому классу нужно было уметь читать и писать, а сейчас умение пользоваться компьютером — один из важнейших элементов готовности к школе.

«Антон, ну ведь это непросто!» — возможно, скажете вы.

Конечно, непросто. Но не всегда ребенку нужно то, что легко ему дается. Обучение должно содержать этот дискомфортный момент — когда ты что-то делаешь, а у тебя не получается. Вспомните, именно так ваш ребенок учился ходить и говорить ????

Привычка к интерактивному формату — часто встречающаяся, но не единственная проблема, с которой сталкиваются дети 6-8 лет, которые начинают изучать компьютерную грамотность.

Вот самые распространенные из них:
1
Сложно работать мышкой

В этом возрасте мелкая моторика еще не так хорошо развита (это отражается и на почерке ребенка), поэтому многим ребятам бывает трудно попадать курсором мыши по нужным кнопкам и объектам на экране. А уж взять и удерживать папку или сделать двойной клик — это вообще высший пилотаж.

Так что на начальных этапах обучения этому нужно посвятить отдельное время. Зато потом ребята привыкают, и все идет как по маслу.
2
Сложно сформулировать проблему

Если ребенок такого возраста что-то не понял, ему обычно очень сложно объяснить учителю, что именно у него не получается. В курсах с обратной связью приходится тратить очень много времени, чтобы обстоятельно и спокойно выяснять, что случилось и чем помочь. Часто получаю сообщения: «Я нажал — и всё пропало. Антон, помогите!»

Если такое происходит с вашим ребенком, одна из главных ваших задач — спокойно к этому относиться. Не брать все в свои руки, не переделывать задания за ребенка, а спокойно и планомерно, вопрос за вопросом выяснять, в чем сложность.
3
Не интересно изучать компьютерные навыки

Дети настолько привыкли к тому, что на экране все мигает, прыгает, переливается и звучит, что создавать какие-то папки или вводить поисковый запрос кажется им скучным и бессмысленным.

Мало какой ребенок с удовольствием побежит заниматься, услышав «Сегодня мы с тобой будем изучать файлы и папки!» Нет, он будет зевать, смотреть в окно, мечтать поиграть в Майнкрафт. Чтобы мотивировать ребенка, нужна какая-то большая задача, интересная для ребенка, которая будет включать несколько компьютерных навыков. Например, поискать в интернете какую-то интересную ему информацию, сохранить и обрезать картинки с роботами или единорогами.
3
Нет знаний о безопасности

Когда мы учим ребенка выходить в «открытый космос», — искать что-то в интернете, заводить аккаунты (например, на сайте Скрэтча), — очень важно убедиться, что он знает правила безопасности. В противном случае, в интернете можно без труда нагуглить порнографию или «слить» незнакомцу свой домашний адрес и номер родительской карточки. Поэтому обучение правилом безопасности — важнейший этап обучения компьютерной грамотности.
Но вернемся к истории моей ученицы. Всё закончилось хорошо ????

Через пару уроков девочке удалось полностью перестроиться и быстро наверстать упущенное. А ее мама, которая была так расстроена и встревожена в начале курса, оставила о нем замечательный отзыв:
Как видите, курс был пройден успешно и с удовольствием. И я горжусь тем, что ученица не сдалась и преодолела все сложности.
Made on
Tilda